Водитель-новичок при появлении постороннего металлического стука из-под капота начинает паниковать и пытается как можно быстрее записаться на сервис. Но опытный автолюбитель понимает, что такой шум является признаком неправильной настройки тепловых зазоров в клапанном механизме ДВС. Зная, как отрегулировать клапана, можно устранить неисправность своими руками.
Под этим термином понимают процесс установки просвета между кулачком распределительного вала и клапанным механизмом. Он предусмотрен производителем транспортного средства. Владелец автомобиля регулирует не сами клапана, а промежуток между двумя деталями узла подачи топлива и отвода отработанных газов.
Настройка нужна из-за особенностей функционирования двигателя внутреннего сгорания. Во время его работы для движения поршня в цилиндре воспламеняется топливно-воздушная смесь. В процессе горения она выделяет большой объем газов, которые толкают поршень. Он соединен с коленчатым валом, передающим момент вращения на трансмиссию автомобиля.
Эта схема предусматривает поступление бензина в цилиндры и отвод из них продуктов горения. Для выполнения этой задачи используются клапана. Они работают в определенной последовательности, чтобы открывать и закрывать подачу в нужный момент. Их движение синхронизирована с другими частями силового агрегата.
Клапаны подают топливо в цилиндр по входному каналу, запирают его в момент воспламенения, затем открывают выходной канал для вывода газов через выхлопную систему. Их движение в нужном порядке обеспечивает коленвал, который своими кулачками поднимает и опускает клапан в нужный момент. Зазор между этими двумя деталями и нужно регулировать.
Характерным признаком неправильной регулировки является металлический стук, который доносится из-под капота авто. Он особенно хорошо слышен при нажатии на педаль газа и во время работы мотора до его прогрева.
Кроме того, регулировка клапанов необходима в таких случаях:
- уменьшение мощности двигателя внутреннего сгорания;
- снижение динамики разгона автомобиля;
- нестабильная работа ДВС.
Обратите внимание, что эти симптомы могут говорить и о других поломках. Поэтому перед тем как отрегулировать клапана, необходимо провести диагностику двигателя.
Как отрегулировать клапана в двигателе
Регулировка зазора клапанов производится несколькими способами:
- Автоматически. Новые автомобили оснащены гидравлическими компенсаторами, которые сохраняют размер теплового зазора в процессе эксплуатации авто. Для поддержания нужного расстояния используется давление моторного масла.
- С помощью винтов. Для изменения просвета между клапаном и кулачком вала используется винт на толкателе. Он вращается вправо или влево, чтобы уменьшить или увеличить зазор. Для проверки просвета применяется набор щупов.
- Шайбами. Регулировка клапанов на автомобиле производится металлической шайбой нужной толщины.
Для самостоятельного выполнения этой работы необходимо точно знать, как правильно регулировать клапана и иметь соответствующий опыт.
Стандартная конструкция двигателя внутреннего сгорания предусматривает установку 2+ клапанов на один цилиндр. Они выполняют разные задачи:
- впускной — впрыскивает топливо;
- выпускной — отводит продукты сгорания смеси.
В силовом агрегате есть газораспределительный механизм (другое его название — клапанный), который отвечает за этот процесс.
По мере нагревания мотора металлические детали увеличиваются. Во избежание заклинивания системы подачи топливо-воздушной смеси инженеры сделали зазоры между кулачком и клапаном. Для нормальной работы силового агрегата эти просветы должны быть строго определенных размеров.
Отсутствие регулировки в течение долгого времени уменьшает КПД мотора, снижает его характеристики и увеличивает износ. Вот несколько примеров, зачем регулировать клапана:
- Зазор маленький — клапан и седла будут подгорать во время работы;
- Зазор большой — отверстие для впрыска смеси или отвода газов открывается не полностью, что нарушает режим работы двигателя.
Разберемся, как понять, что надо регулировать клапана. Явным признаком неисправности будет характерный металлический «цокот» и снижение динамических характеристик авто.
У владельцев машин с минимальным опытом технического обслуживания транспортных средств регулировка клапанов ДВС вызывает много вопросов. Разберем наиболее частые из них.
Что будет, если не регулировать клапана.
Изменение просвета между кулачком вала и клапаном негативно отражается на работе ДВС. Последствия возникают независимо от того, в какую сторону произошло изменение.
Распространенные проблемы:
- падение компрессии в цилиндрах из-за негерметичного закрытия клапана;
- прорыв раскаленных газов в трубопровод подачи топлива или выпускную систему;
- увеличение тепловой нагрузки на детали газораспределительного механизма;
- перегрев и разрушение (прогар) клапана;
- увеличение нагрузки на катализатор выхлопной системы;
- повреждение поверхности цилиндра из-за абразивных частиц, попадающих внутрь;
- снижение срока эксплуатации распредвала из-за ударной нагрузки на него;
- уменьшение тяги двигателя из-за нарушения фаз газораспределения в цилиндрах.
В результате машина будет «тянуть» намного хуже, а мотору быстрее понадобится капитальный ремонт.
Зачем нужна регулировка клапанов двигателя
Для ответа на вопрос, зачем регулировать клапана автомобиля, необходимо понимать принцип работы газораспределительного механизма и роль, которую играет зазор.
Схема следующая:
- Если просвета не будет вообще, кулачок распределительного вала будет давить на клапан, что приведет к неполному закрытию отверстия в цилиндре. Результатом будет ухудшение компрессии, износ тарелки и седла клапана.
- Если просвет будет слишком большим, увеличится износ газораспределительного механизма и двигателя в целом. Клапана открываются позднее или меньше, чем этого требует цикл работы цилиндра. 
Нарушение режимов функционирования ДВС приводит к потере технических характеристик и повышенному расходу топлива.
Когда нужно делать регулировку клапанов
Производители транспортных средств могут указывать периодичность регулировки клапанов в рекомендациях по обслуживанию автомобилей. Опытные владельцы машин советуют проводить эту процедуру через 80 тыс. км. пробега. Во избежание поломок и увеличения ресурса ДВС лучше выставлять просветы через 50 тыс. км. независимо от марки и модели машины.
Особенно тщательно необходимо подходить к проверке, если в авто установлено газобаллонное оборудование. В этом случае выполнять процедуру лучше через 30 тыс. км. Связано это с повышенной температурой сгорания газа в цилиндрах, что приводит к большему нагреву деталей ГРМ.
Также уменьшить периоды между диагностикой нужно на тюнингованных или форсированных моторах. Например, если владелец авто сделал чип-тюнинг. В этом случае нагрузки повышаются, поэтому контролировать зазоры необходимо чаще.
Какие симптомы могут свидетельствовать об измененных зазорах
Независимо от количества пройденных километров следует проверять наличие симптомов неправильной работы газораспределительного узла.
По каким признакам надо производить регулировку клапанов:
- мотор стал издавать сильный шум во время работы;
- слышен цокот клапанов, который не пропадает после прогрева;
- увеличился расход бензина во время езды;
- снизилась тяга и мощность ДВС.
При покупке авто с пробегом процедуру проверки зазоров лучше включить в ближайшее ТО вместе со сменой масла и других технологических жидкостей.
Как часто нужно настраивать зазоры и какой их размер должен быть
Слесари по ремонту и регламентному обслуживанию машин предлагают такие периоды настройки зазоров клапанов:
- Через 80 тыс. км. — если автомобиль эксплуатируется без превышения штатных нагрузок, водитель ездит аккуратно, по равнинной местности и не буксирует прицепы.
- Через 50 тыс. км. — когда машина тюнинговалась для увеличения мощности двигателя, используется интенсивно и под высокой нагрузкой.
- Через 30 тыс. км. — для автомобилей, в которых в качестве топлива используется газ. Необходимое оборудование может устанавливаться с завода или самостоятельно после приобретения машины.
- Сразу после покупки — если транспортное средство приобретено с рук и предыдущий владелец не может подтвердить периодичность проведенных регламентных ТО. В этом случае регулировка клапанов проводится превентивно, чтобы избежать повышенного износа мотора.
Расстояние между кулачком вала и клапаном составляет десятые доли миллиметра. В зависимости от марки и модели авто оно равно от 0,1 до 0,4 мм. Замеры этих величин производятся с помощью пластин-щупов, которые можно приобрести в магазине автозапчастей. Они имеют разную толщину с шагом в 0,05 мм.
Точные данные для регулировки зазоров клапанов своими руками необходимо уточнить в руководстве по ремонту авто конкретной марки. Учитывайте, что зазор на впуске и выпуске будет разным из-за неравномерного нагрева этих деталей во время работы.
Если собственник машины не имеет необходимых знаний и опыта, поможет специалист или опытный знакомый.
Разберемся, как проводится регулировка клапанов ГРМ. Технология выполнения этой операции зависит от автомобиля и подробно описана в документации производителя. Ниже изложен примерный алгоритм действий.
Автоматическая установка зазоров
Новые транспортные средства не нуждаются в этой операции. Для поддержания величины зазора в них используются гидрокомпенсаторы. Они способны компенсировать изменение просвета при нагреве за счет давления масла, используемого для смазки силового агрегата.
Гидравлические компенсаторы регулировать не нужно. Основная задача владельца машины в этом случае — следить за их чистотой и работоспособностью. В случае обнаружения грязи и заклинивания деталей, рекомендуется проконтролировать размер зазоров и при необходимости, восстановить начальное значение.
Регулировка винтами
Технология выставления нужного просвета между кулачком распредвала и клапаном зависит от автомобиля. Для примера изучим порядок действий, предусмотренный для российской машины ВАЗ 2107.
Прежде всего разберемся, какая температура должна быть при регулировке клапанов. Все работы проводятся на полностью остывшем моторе, чтобы избежать теплового расширения металлических деталей.
В «семерке» клапаны открываются путем оказания механического воздействия эксцентричным кулачком распределительного вала. Он давит на шток рычага. Регулировать нужно расстояние, которое образуется между кулачком в месте, противоположном эксцентрику.
Для придания узлам ГРМ нужного положения необходимо использовать следующую таблицу.
Угол коленвала | Угол распредвала | Цилиндр | Клапан |
0 | 0 | 4, 3 | 8, 6 |
180 | 90 | 2, 4 | 4, 7 |
360 | 180 | 1, 2 | 1, 3 |
540 | 270 | 3, 1 | 5, 2 |
Начинать работу нужно с поворота коленвала таким образом, чтобы поршень четвертого цилиндра достиг верхней мертвой точки. В этом случае впускной и выпускной клапан нужного цилиндра будут находиться в закрытом состоянии.
Затем следует повернуть коленвал еще до тех пор, пока метка на звездочке не совпадает с риской на корпусе. Далее нужно использовать пластину толщиной 0,15 мм для замера и гаечные ключи на 13 и 17 для вращения регулирующих гаек.
Схема действий следующая:
- Вставить измерительный щуп в промежуток между кулачком вала и рычагом шестого клапана. Он должен двигаться с небольшим усилием.
- Если пластина болтается или не помещается в задор, необходима регулировка.
- Увеличивать и уменьшать тепловой зазор можно с помощью регулирующего болта и контргайки. Таким образом необходимо выполнить проверку клапанов под номерами 6 и 8.
После этого алгоритм действий повторяется для остальных цилиндров. Выставить в нужное положение все элементы ГРМ можно путем вращения коленвала на 180 градусов. Это позволит провернуть распределительный вал на 90 градусов. На каждом этапе производится выставление зазоров клапанов, указанных в таблице выше.
Обратите внимание, что необходимо строго соблюдать описанную последовательность операций, не путать угол проворота и номера. В противном случае ГРМ будет работать неправильно.
Если у владельца авто есть минимальный навык работы с инструментами и понимание принципов работы двигателя внутреннего сгорания, регулировка клапанов ГРМ не вызовет трудностей.
Регулировка шайбами и толкателями
В автомобилях некоторых производителей с приводом на передние колеса, выставление зазора производится с помощью шайбы. Порядок действий будет таким же, что описан выше. Исключением является лишь то, что вращать болт не понадобится.
Для изменения расстояния используются тонкие шайбы. На них нанесена маркировка, обозначающая толщину деталей. Для выставления зазора необходимо вставить ее в газораспределительный механизм.
Иногда определить толщину шайбы по маркировке невозможно. В этом случае можно измерить ее микрометром или штангенциркулем, которые позволяют определять размеры в долях миллиметра.
Также автомобилисты ранее использовали для настройки двигателя индикатор и рейку. Плюс такого варианта в том, что просвет выставляется с учетом физического износа деталей газораспределительного механизма. Им можно пользоваться в том случае, если вы приобрели автомобиль с большим пробегом.
Порядок действий:
- Вал вращается до совпадения меток на элементах ГРМ.
- На головку блока цилиндров устанавливается рейка. На нее ставится индикатор.
- Лапка индикатора монтируется на кулачок распределительного вала. Далее он перемещается вверх, чтобы стрелка индикатора прошла 52 деления.
Если стрелка прошла меньше или больше делений, следует отрегулировать зазор с помощью винта или шайбы в зависимости от модели автомобиля.
От способа выставления зазора между элементами ГРМ зависит периодичность регулировки. Работники сервисных центров с большим опытом предлагают такие варианты:
- При регулировке винтами проводить процедуру рекомендуется через 10-40 тыс. км. пробега машины.
- При регулировке с помощью шайб промежуток может быть большим и составляет от 20 до 100 тыс. км.
На практике владельцы авто больше ориентируются на режим эксплуатации автомобиля. Если машина используется с высокой интенсивностью и в экстремальных режимах, регулировка понадобится раньше. Особенно когда слышен «цокот» в моторе после его прогрева.
В двигателе внутреннего сгорания нужно постоянно сохранять тепловой зазор между клапаном и распредвалом, который предусмотрен конструкцией авто. В противном случае владелец машины столкнется с падением мощности, уменьшением времени эксплуатации и другими неприятностями.
Руководствуясь инструкцией, можно отрегулировать клапана самостоятельно. Но если вы не уверены в своих силах, лучше доверить эту процедуру профессионалам.