Принцип действия ДВС основан на воспламенении топливно-воздушной смеси в цилиндре. От степени сжатия ТВС напрямую зависит эффективность работы мотора. Если компрессия будет недостаточна, бензиновый силовой агрегат будет функционировать с меньшим КПД, а владельцы дизельных машин и вовсе будут испытывать серьезные сложности с пуском и стабильностью работы ДВС.
Разберем подробнее, как измерить компрессию и с какими эталонными значениями сравнивать, чтобы обнаружить неисправность двигателя.
Мастера по ремонту авто и инженеры компрессией в двигателе называют давление в цилиндре. Оно определяется в тот момент, когда поршень занимает верхнее положение.
В чем измеряется компрессия в цилиндрах:
- Паскалях — 1 Ра равен 1 Н/м2;
- физических атомсферах — 1 Атм равна 360 мм ртутного столба;
- технических атмосветах — 1 Атм равна 1 кгс/см2;
- Барах — 1 бар равен 0,98 Атм.
В сервисных центрах по ремонту автомобилей компрессия в цилиндрах измеряется либо в атмосферах, лимбо в микропаскалях (мПа).
Для проведения замера компрессии нужно понимать физические принципы, на основе которых функционирует ДВС. Агрегат, установленный в автомобиле, состоит из следующих элементов:
- цилиндров с поршнями;
- впускных и выпускных клапанов;
- коленвала и шатунов.
Рабочий цикл мотора предусматривает движение поршня по цилиндру вверх и вниз с поочередным открыванием впускного и выпускного клапанов. В момент поднятия поршня до верхней точки при закрытых клапанах происходит воспламенение топливно-воздушной смеси.
Не нужно путать компрессию в двигателе со степенью сжатия ТВС в цилиндре. Под этим понятием механики и инженеры понимают соотношение объема камеры сгорания с общим объемом цилиндра. Она обозначается в виде дроби. Например, 1 к 12 или 1 к 20.
В большинстве случаев компрессия равна степени сжатия, но в некоторых моделях авто эти значения отличаются. Особенно в машинах, где установлены форсированные моторы или ДВС с турбонаддувом.
Перед замером необходимо разобраться, какая компрессия должна быть в двигателе. Она зависит от типа силового агрегата автомобиля:
- Для бензиновых моторов этот показатель составляет от 8 до 12 атм. Степень сжатия может быть от 1 к 10 до 1 к 13.
- Для силовых установок на дизельном топливе от 14 до 18 атм. При этом степень сжатия составляет не ниже 1 к 20.
Разница в компрессии объясняется небольшими отличиями в схеме работы ДВС. В первом случае для воспламенения используется искра от свечи. Во втором возгорание происходит только за счет повышенного давления и температуры.
На компрессию в цилиндрах влияют различные факторы:
- Величина зазоров между подвижными частями силового агрегата;
- Герметичность цилиндров и дроссельной заслонки;
- Плотность прилегания клапанов к впускным отверстиям.
Замеры этого показателя производятся в процессе диагностики авто. Отклонения от нормы свидетельствуют о наличии дефектов силового агрегата. Если компрессия дизельного двигателя низкая, необходимо записаться на углубленный осмотр, определить причину проблемы и устранять ее.
Проверка компрессии в цилиндрах двигателя проводится периодически при плановом обслуживании автомобиля, а также перед покупкой машины с пробегом. Кроме того, о возможных неисправностях и необходимости визита в сервисный центр говорят такие внешние признаки:
- проблемы с запуском мотора;
- нестабильная работа на холостых оборотах и во время движения;
- посторонний шум из-под капота;
- снижение мощности двигателя и динамики разгона;
- увеличенный расход топлива.
Наиболее ярким признаком дефекта является сизый дым из выхлопной системы. Он появляется в момент запуска дизельного двигателя.
Проблема вызвана такими факторами:
- сильный износ поршней мотора;
- западание маслосъемных колец поршней, из-за которых механизм травит воздух;
- появление механических дефектов на поверхности поршней или внутри цилиндров;
- образование трещин и потертостей в головке блока цилиндров, из-за которых двигатель теряет герметичность;
- повреждение или износ прокладки, которая установлена между корпусом мотора и ГБЦ;
- накопление нагара на внутренних поверхностях мотора из-за использования солярки или бензина низкого качества;
- неправильная работа системы впрыска, отказ клапанов или другие дефекты.
В случае обнаружения одного из перечисленных признаков нужно произвести замер компрессии в двигателе самостоятельно или обратиться за помощью к квалифицированным мастерам сервисного центра. Они проведут инструментальную проверку, выявят причину проблемы и выберут способ ее устранения.
Проверку компрессии в цилиндрах можно сделать самостоятельно. Для этого нужно уметь работать со слесарными приспособлениями, знать устройство мотора и приобрести необходимые измерительные приспособления.
Основным инструментом является компрессометр. Его легко купить в обычном автомагазине или через интернет. Он состоит из следующих элементов:
- механический манометр с диапазоном измерений от 0 до 4 МПа;
- обратный клапан, который герметизирует камеру сгорания для накачивания полного давления при движении поршня;
- механизм для сброса воздуха из цилиндра, необходим для обнуления результатов замеров;
- переходники с разными диаметрами для подключения компрессометра к отверстиям форсунок или свечей.
Некоторые мастера используют упрощенное приспособление. Оно состоит из манометра с клапаном, на входную трубку которого надет резиновый конус. Минус его в том, что во время проверки нужно руками плотно прижимать прибор к отверстию. Самостоятельно провести диагностику не получится.
Перед замерами следует проверить уровень заряда в аккумуляторе. Во время тестов проворачивать коленчатый вал мотора будет стартер без работающего генератора. Батарея может быстро потерять заряд и выйти из строя.
Кроме того, нужно заранее прогреть мотор, чтобы он вышел на рабочую температуру. В этом случае погрешности будут минимальными.
Подготовка к процессу проверки состоит из таких этапов (для бензинового двигателя):
- Снять провода со свечей зажигания.
- Выкрутить свечу из цилиндра.
- Вытащить бензонасос или снять шланг, по которому к инжектору подается топливо.
В автомобилях, где впрыск производится с помощью форсунок, нужно отключить их электропривод.
Определять, какая должна быть компрессия в дизельном двигателе или бензиновом силовом агрегате, нужно вдвоем. Один человек будет проворачивать ключ в замке зажигания, а второй смотреть показатели манометра.
Измерительное устройство подключается к одному из цилиндров. После его тестирования можно переходить к следующему и так далее для всех четырех (шести или более в зависимости от модели машины и типа ДВС).
Порядок работы:
- Нажать на педаль газа для полного открытия дроссельной заслонки.
- Провернуть ключ зажигания до той позиции, в которой начинает работать стартер и двигаются поршни.
- В процессе проверки показатель давления будет постепенно расти. Его максимум и будет значением компрессии в конкретном цилиндре.
После завершения процедуры в справочнике нужно узнать норму компрессии в цилиндрах двигателя и сравнить ее с полученными фактическими значениями. Если разница в меньшую сторону большая, необходимо проводить глубокую диагностику и искать дефект мотора.
Когда измерения показали низкую компрессию, нужно определить место утечки давления (потери герметичности). Для этого в цилиндр следует добавить около 50 мл смазочной жидкости и замерить давление повторно. Смазка в этом случае послужит дополнительным уплотнителем.
Если данные не изменились, воздух травит в другом месте. Это может происходить в камере сгорания. Либо в залипших поршневых кольцах.
Проблемой является сильная разница между штатной компрессией и той, что была получена во время замера. Такие результаты говорят о серьезных дефектах. Устранить их можно только с помощью капитального ремонта в специализированной мастерской. Небольшую разницу в компрессии ликвидируют с помощью присадок к топливу.
Обратите внимание, что давление может упасть только в одном цилиндре. В этом случае причиной может быть накопление сильного налета в камере сгорания и на поршне. Он также удаляется промывочными жидкостями. Если замеры показывают отклонения во всех цилиндрах, без посещения сервисного центра не обойтись.
Без профильного образования и навыков ремонта автомобилей точно определить причины падения компрессии практически невозможно. Для проведения проверки нужны специальные приспособления, инструменты и стенды, которых обычно нет у автолюбителя.
Далее разберем подробнее возможные варианты.
Физический износ поверхности цилиндров или дефекты ГРМ
Чаще всего проблема вызвана механическим повреждением, прогоранием или износом клапанов. Они не могут удерживать давление внутри цилиндра из-за недостаточно плотного прилегания к отверстиями. Для устранения дефекта нужно заменить изношенные запчасти на новые и тщательно притереть их к седлу.
Клапана двигателя внутреннего сгорания деформируются при неправильной настройке положения шестерен во время замены ремня. Признаком проблемы является нестабильная работа или невозможность запустить мотор из-за нарушения порядка впрыска топлива в цилиндры.
Для повышения компрессии до стандартного значения нужно перенастроить клапана. Если зазор в них недостаточный, отверстие не будет открываться в нужный момент, из-за чего происходит прогорание.
Разрушение поршней или залипание колец колец
Компрессия двигателя внутреннего сгорания может падать из-за повреждения поверхности цилиндра и поршня. Кроме того, давление уменьшается из-за износа компрессионного кольца, которое не создает нужной герметичности.
Проблема часто возникает из-за топлива низкого качества или моторного масла, характеристики которого не подходят для конкретного двигателя. Кроме того, залипание может произойти из-за редкой замены масла. Смазочная жидкость теряет свою вязкость, не может обволакивать подвижные детали. Трение между ними повышается, что приводит к появлению дефектов.
Контролировать давление в в цилиндрах лучше при каждом сервисном обслуживании. Тем более что такая диагностика не требует больших затрат. Если у водителя есть компрессометр, процедуру легко провести самостоятельно.
Крайне рекомендуется замерять компрессию максимум через 30-40 тыс. км. проблега. В этом случае можно своевременно обнаружить дефект и предотвратить его развитие в серьезную поломку.
Как можно быстрее следует проконтролировать давление в случае повышения расхода топлива и машинного масла или сложностей с запуском мотора в холодную погоду. Помните, что проблема может быть не связана с компрессией. Дифференцировать симптомы и правильно подобрать способ ремонта может только квалифицированный мастер по ремонту авто.
Также нужно заботиться о профилактике. Она помогает в случае, если низкая компрессия обнаружена только в одном цилиндре. Лучше сразу купить промывочный состав и избавиться от нагара.
Недостаточное сжатие топливно-воздушной смеси в цилиндре не позволит запустить дизельный мотор, в котором отсутствует свеча для воспламенения топлива. В этом случае лучше вызвать эвакуатор и отвезти автомобиль на станцию техобслуживания.
Когда такой возможности нет, придется заводить ДВС народными средствами. Техники по обслуживанию авто рекомендуют использовать такие методы:
- Нагреть корпус мотора паяльной лампой. При повышении температуры увеличивается давление смеси. Его может оказаться достаточно, чтобы произошло возгорание.
- Выкрутить форсунки и впрыснуть в цилиндр масло. Как только коленчатый вал провернется и поршень сдвинется с места, смазочная жидкость растечется по поверхностям и герметизирует просветы. Это поможет повысить компрессию.
Помните, что такие действия нужно проводить только в экстренных случаях. Если тестирование показало низкое давление, следует сразу обращаться за помощью на СТО.
Измерение компрессии ДВС — простой и недорогой способ диагностики неисправностей мотора. Но специалисты по ремонту транспортных средств низко оценивают его информативность. Определить погрешность можно как соотношение структурного и диагностического параметров.
Несложные расчеты показывают, что в относительных единицах к номинальному значению отклонения при проведении замеров могут составлять от 18,8 до 21,7%. Этого недостаточно для точного диагностирования неисправностей. Кроме того, ошибки при замерах могут быть еще больше из-за низкой чувствительности прибора, нарушении порядка измерения и других субъективных факторов.
Кроме того, на компрессию в цилиндре оказывают влияние обороты коленвала и температура мотора. Если проводить тесты при севшем аккумуляторе, то потеря давления составит до 2 атмосфер.
При проведении замеров для моторов, у которых цилиндро-поршневая группа сильно изношена, влияние на результаты будут оказывать также излишки смазочной жидкости или топливной смеси в камере сгорания. Кроме того, вмешиваются дополнительные факторы:
- температура масла;
- паразитный объем переходного устройства;
- сопротивление во впускном коллекторе.
Более информативным методом диагностики является анализ пневмоплотности цилиндров с помощью соответствующего измерительного приспособления. Способ использования устройства АПЦ не отличается от применения компрессометра.
Действовать нужно по такой схеме:
- выкрутить свечу из мотора;
- подключить анализатор;
- прокрутить коленвал с помощью стартера;
- определить параметры работы мотора.
Разница состоит в том, что аппарат покажет не компрессию, а полный и остаточный вакуум.
Значение этих понятий:
- Полный вакуум. Показывает степень герметичности камеры сгорания и потери давления из-за неплотного прилегания клапанов, износа прокладки головки блока цилиндров, прогара поршня.
- Остаточный вакуум. Это значение позволяет определить потери через кольца поршня. По этому параметру можно определить износ уплотнителей от нормального до полного закоксовывания или залегания.
Преимущество использования этого прибора в том, что с помощью АПЦ можно точно определить причину проблемы. Понадобится меньше времени на диагностику, мастер сможет быстрее и точнее устранить неисправность.
Измерение компрессии в двигателе нужно для проверки работы мотора и своевременного обнаружения поломки. Хотя использовать компрессометр легко, процесс все равно требует определенных навыков и знаний. Кроме того, отклонение от нормы не позволяет понять, что именно вышло из строя в моторе.
Если ваш автомобиль потребляет много топлива или масла, из трубы выходит плотный сизый дым, следует как можно быстрее запланировать визит на станцию технического обслуживания авто. Мастера быстрее и точнее проведут нужные замеры и восстановят нормальную работу силового агрегата.