Для безопасной эксплуатации автомобиля его владельцу нужно своевременно проводить техническое обслуживание КПП, а также выявлять и устранять неисправности. Поломка коробки передач может возникнуть по разным причинам. Это естественный износ деталей, агрессивная езда или нарушения в эксплуатации и обслуживании. Откладывать ремонт КПП не следует. Это приведет к возникновению более серьезных поломок.
Автомобилист может сам определить необходимость в ремонте коробки передач. Признаки износа МКПП это:
- затрудненное включение передачи;
- утечка смазочной жидкости через сальники или прокладки;
- выбивание передачи при движении;
- наличие постороннего шума при переключении или движении.
Ремонт КПП своими руками сможет провести человек, имеющий соответствующие знания и опыт. Поэтому лучше обратиться за помощью к профессионалам. Станции технического обслуживания располагают материально технической базой для проведения работ любой сложности.
Сложности с включением передач на МКПП могут сопровождаться хрустом или треском. При этом на рычаге переключения ощущаются удары. Такие симптомы связаны с высокой скоростью вращения первичного вала или износом синхронизаторов.
В первом случае неисправностей с коробкой нет. Автомобилист слышит признаки износа сцепления МКПП. Хруст возникает по причине того, что шестерни первичного и вторичного вала вращаются с разной скоростью и не могут нормально войти в зацепление. Неисправности сцепления, которые приводят к хрусту и затрудненному включению передач:
- неправильная работа корзины;
- изменение геометрии вилки;
- неправильная натяжка троса;
- нарушения в работе гидропривода.
Все эти неисправности приводят к тому, что после выключения сцепления ведомый диск продолжает вращение на высоких оборотах. В связи с этим и возникают трудности с переключением.
Посторонний шум и удары, которые ощущаются на рычаге управления, возникают также из-за синхронизаторов. Такие детали при износе не подлежат восстановлению. Потребуется полная замена.
Затрудненное переключение передачи также может быть связано с износом штока вилки переключения. Деталь заклинивает во втулках, поэтому водителю приходится прикладывать больше усилий для переключения.
Техническое обслуживание коробки предусматривает регулярную замену трансмиссионного масла. Это обусловлено тем, что смазка выполняет одновременно несколько функций:
- снижение трения поверхностей подвижных деталей;
- отвод загрязнений и металлической стружки, образовавшейся в процессе работы узла;
- охлаждение комплектующих.
Утечка смазки может привести к серьезным неисправностям КПП. Поэтому автомобилисту необходимо осматривать корпус коробки и прилегающие детали на предмет наличия масляных пятен. Также водитель может определить утечку после длительной стоянки авто. В таком случае на асфальте будут масляные пятна.
Утечка трансмиссионного масла происходит через сальники или уплотнительные прокладки. При обнаружении маслянистых пятен нужно провести замену поврежденных элементов. После ремонта потребуется долить трансмиссионное масло до нужного уровня.
Иногда одна или несколько передач выключаются самопроизвольно. Это может быть при движении на подъем, спуск или просто по дороге без уклона. Выход шестерен из зацепления происходит по нескольким причинам:
- нарушения в работе синхронизаторов;
- износ штока вилки переключения;
- поломка пружинного фиксатора, предотвращающего самопроизвольное перемещение штока;
- износ первичного вала;
- выработка на посадочных местах под подшипники.
При самопроизвольном выключении передач нужно незамедлительно обратиться на СТО. Не стоит ждать планового технического обслуживания коробки передач. Перемещаться на автомобиле с выбивающимися передачами опасно. Это связано с тем, что в любое время шестерни коробки могут выйти из зацепления. При движении это может привести к аварийной ситуации.
Повышенный уровень шума в механической коробке передач часто возникает по причине недостатка смазки. Нужно регулярно осматривать корпус и прилегающие поверхности на предмет утечки. Снижение уровня смазки приводит к увеличению трения между подвижными деталями. По этой причине повышается уровень звука.
Кроме этого, к повышению шума в КПП приводит износ отдельных комплектующих. Это подшипники, синхронизаторы, шестерни и многое другое. При возникновении постороннего шума не следует дожидаться планового обслуживания коробки. Откладывание посещения сервиса приведет к дорогостоящему ремонту.
Водитель может самостоятельно определить поломку АКПП не только по возникновению соответствующей ошибки на приборной панели, но и по поведению автомобиля. Основными признаками износа АКПП являются:
- повышенный уровень шума;
- рывки и толчки при движении;
- утечка смазочного материала.
Капитальный ремонт АКПП своими руками практически невозможен. При работе необходимо применение специального инструмента и оборудования. Его приобретение для разового использования нецелесообразно.
Гул при работе АКПП часто возникает по причине недостатка трансмиссионного масла. В автоматической коробке передач жидкость ATF выполняет не только смазку и отвод металлических частиц. Она также необходима для управления узлом. Поэтому при понижении уровня смазки увеличивается уровень шума.
Автомобилист может самостоятельно определить потребность в доливке жидкости. Для этого необходимо прогреть АКПП до рабочей температуры и установить транспортное средство на ровную площадку. После этого нужно извлечь щуп для контроля уровня жидкости ATF. При недостаточном количестве масла потребуется добавить нужное количество.
Неровная работа трансмиссии может быть признаком износа фрикционов АКПП. При этом автомобилист замечает рывки и толчки при движении. Фрикционы представляют собой диски, которые необходимы для включения той или иной передачи. При их износе корректная работа автомата невозможна.
Следует учитывать, что толчки и рывки при движении возникают из-за снижения уровня смазки или ее загрязнения. Часто замены жидкости ATF и фильтра достаточно для восстановления работоспособности автомата.
Автомобилисту необходимо регулярно осматривать корпус АКПП и прилегающие элементы на предмет утечки масла. Критически низкий уровень жидкости приведет к некорректной работе трансмиссии. Кроме этого, возможен преждевременный износ шестерен, что приведет к дорогостоящему ремонту.
Техническое обслуживание сцепления автомобиля автомобилист может проводить самостоятельно. Процедура предусматривает определение работоспособности самого сцепления и его привода. Обслуживание включает в себя:
- осмотр целостности деталей рычажного привода;
- проверку элементов гидропривода не предмет утечки;
- регулировку свободного хода педали включения и выключения сцепления;
- проверку целостности троса и его обоймы;
В некоторых ситуациях может потребоваться ремонт сцепления на автомобиле с МКПП. В таком случае проверяют работоспособность корзины и выжимного подшипника, осматривают вилку на предмет повреждений и проводят замену диска.
При техническом обслуживании проводится ряд действий, направленных на устранение мелких неисправностей и замену смазочной жидкости. Процедуру проводят в следующем порядке:
- Осматривают места крепления МКПП к корпусу автомобиля и двигателю. Крепежные элементы проверяют на соответствие моменту затяжки.
- Проводят замену эластичных подушек крепления. Вышедшие из строя эластичные элементы приводят к возникновению вибрации при движении.
- Осматривают места установки сальников, набивки или прокладок на предмет утечки. Вышедшие из строя комплектующие заменяют новыми.
- Проводят замену смазочного материала. Для этого устанавливают автомобиль на смотровую яму, эстакаду или подъемник и сливают старую жидкость. После этого проводят промывку и заливают новое трансмиссионное масло.
При обслуживании также проверяют простоту и правильность переключения передач. При наличии отклонений проводят регулировку кулисы или ее замену. После этого проверяют корректность работы узла на разных режимах.
Роботизированная КПП представляет собой модернизированную механическую коробку передач. Отличие заключается в том, что переключение происходит автоматически. Для этого предусмотрен специальный блок управления и исполнительный механизм.
Обслуживание коробки робот предусматривает своевременную замену смазочной жидкости, а также сальников и прокладок. Кроме этого, специалисты обращают внимание на то, что блок управления и исполнительный механизм имеет большое количество электрических разъемов. При плохом контакте переключить передачу будет невозможно. Поэтому мастер осматривает правильность установки разъемов.
Вариатор представляет собой автоматическую коробку передач бесступенчатого типа. Это достаточно сложный механизм. Своевременное обслуживание вариатора позволит избежать возникновения серьезных поломок и необходимости в дорогостоящем ремонте. Для этого:
- осматривают вариатор на предмет потеков жидкости;
- проводят замену ремня в сроки, рекомендованные производителем;
- меняют смазочную жидкость.
После замены ремня и проведения технического обслуживания тестируют узел на разных режимах. Это позволяет удостовериться в работоспособности трансмиссии.
Обслуживание автоматической коробки передач предусматривает проверку работоспособности на всех режимах, а также замену масла. Некоторые производителя заявляют, что смена трансмиссионной жидкости не требуется на протяжении всего срока службы узла. Однако практика показывает, что своевременная замена масла позволяет значительно увеличить эксплуатационный срок АКПП. Поэтому лучше своевременно сделать обслуживание автоматической коробки.
Провести полную замену масла своими руками не получится. Самостоятельно можно лишь освежить жидкость. Около 40% масла слить традиционным методом не удастся. Поэтому автомобилисты проводят около 3 частичных замен своими руками или обращаются на станцию технического обслуживания для проведения процедуры за один раз. Специалисты используют специальные стенды, позволяющие вытеснить смазку под давлением и заменить ее полностью.
При движении автомобиля КПП подвергается высоким нагрузкам. Это обусловлено движением в пробках, перемещением по асфальтовому покрытию плохого качества и т.д. Чтобы увеличить эксплуатационный срок узла, необходимо придерживаться нескольких правил:
- проводить замену масла не реже, чем предусмотрено заводом изготовителем;
- осматривать узел не предмет утечки;
- контролировать уровень смазочной жидкости;
- своевременно устранять мелкие неисправности.<
Кроме этого, необходимо использовать смазку, которая рекомендована производителем автомобиля. Неправильно подобранное трансмиссионное масло может стать причиной преждевременного износа деталей.
Сокращение ресурса КПП возможно не только из-за неправильного обслуживания. На срок службы узла влияют условия эксплуатации. Нарушения правил использования приведут к возникновению неисправностей. Условия использования вредные для КПП:
- движение на неподходящей передаче;
- буксировка автомобилей, которые по весу превышают допустимую норму;
- резкий старт и торможение на передаче;
- плохое качество дорожного покрытия;
- перегруз автомобиля.
Своевременное обслуживание и ремонт коробки передач обеспечивает узлу большой эксплуатационный срок. Поэтому процедуру необходимо проводить не только при возникновении неисправностей, но и в сроки, предусмотренные производителем. Следует учитывать, что периодичность ТО зависит от эксплуатационных условий. Каждый автовладелец самостоятельно решает, когда проводить обслуживание.