Трансмиссионное масло в АКПП, равно как и другие технические жидкости в автомобиле, подлежит своевременной замене. Своевременная замена масла в АКПП существенно продлевает ее срок службы и тем самым позволяет снизить расходы на ремонт в будущем. В этой статье мы подробно расскажем о сроках и способах замены, а также опишем детали, характерные для разных типов АКПП.
Когда необходимо менять масло в АКПП
Масло для АКПП отличается достаточно большим эксплуатационным ресурсом, что в некоторых случаях вынуждает водителей «забывать» о его своевременной замене. Так, некоторые производители рекомендуют посещать сервис не реже, чем 1 раз каждые 80-100 тыс. километров пробега или 1 раз в 5 лет. Игнорирование этого правила приводит к некорректной работе «автомата» или его полному выходу из строя (в особо запущенных случаях). Более того, отсутствие своевременной диагностики состояния АКПП может стать причиной появления источников утечки масла. Мы рекомендуем придерживаться рекомендаций производителей и производить замену в установленные сроки.
Подготовка
Заменить масло в автомате можно на СТО или самостоятельно. Чтобы произвести замену своими руками, необходимо обеспечить доступ к АКПП, а для это потребуется, или яма, или подъемник, или эстакада – выбор зависит от возможностей водителя. При этом стоит учитывать, что для качественной замены масла в АКПП необходимо снимать поддон коробки и фильтр, а значит, потребуется дополнительный инструмент. Какой именно – напрямую зависит от марки и модели автомобиля. Дополнительно к этому водитель должен убедиться в том, что он обладает достаточной квалификацией, чтобы произвести работы самостоятельно. В противном случае, придется вызывать специалиста на помощь, а это с высокой долей вероятности потребует дополнительных расходов, а также не позволит пользоваться автомобилем еще какое-то время.
Как слить масло с АКПП
При сливе отработанного масла можно легко испачкаться, поэтому перед началом выполнения работ необходимо подобрать соответствующую одежду. Также стоит подобрать подходящую емкость, которая сможет вместить в себя объем жидкости около не менее 10 литров. Некоторые способы слива масла предполагают использование стороннего оборудования, поэтому стоит позаботиться о том, чтобы оно было «при себе» перед началом работ.
Слив масла через пробку
Этот способ будет самым оптимальным, однако только в том случае, если пробка изначально предусмотрена в конструкции АКПП. Если это «наш случай», необходимо выполнить следующие действия:
- Предварительно прогреть двигатель и АКПП, а далее заехать на яму, подъемник или эстакаду;
- Расположить заранее подготовленную емкость в ручной доступности от поддона;
- Найти и отвернуть ключом сливную пробку. Чаще всего пробка отворачивается с помощью четырехгранника. Отворачивать пробку нужно аккуратно, чтобы не допустить попадание горячего масла на руки. Также стоит держаться поодаль от точки слива (с боку);
- В момент начала самотека масла нужно резко убрать руку с ключом и подставить тару;
- После того, как основная часть масла будет слита, необходимо протереть поверхность поддона и приступить к его демонтажу.
Откачка масла через щуп
Этот способ подойдет для случаев, если в конструкции «автомата» не предусмотрена сливная пробка. Перед началом работ необходимо купить шприц и прозрачную трубку (подойдет в том числе трубка для капельницы). После соединения шприца с трубкой ее конец помещается в специальный шток (буквально до уровня дна поддона), предусмотренный конструкцией АКПП. Откачка масла производится путем втягивания клапана шприца. Процедура может занять длительное время в силу повышенной вязкости трансмиссионного масла. К примеру, для перекачки 4 литров жидкости этим методом, может потребоваться порядка 30 действий со шприцом. Для ускорения процесса, к трубке можно подсоединить вакуумный насос, тогда откачка отработанного масла будет проходить значительно быстрее. Однако если это может потребовать дополнительные затраты.
Вне зависимости от выбранного способа слива/откачки отработанного масла очень важно демонтировать поддон АКПП. Во-первых, это позволит удалить остатки жидкости, не подлежащие удалению ни путем слива, ни путем откачки, а, во-вторых, у водителя появится доступ к масляному фильтру. Некоторые водители в целях экономии или отсутствия подходящего места для замены масла игнорируют это правило и тем самым допускают грубую ошибку. Так, если залить свежее масло в АКПП и оставить старый фильтр, эффект от замены масла будет на порядок ниже. Более того, различные типы трансмиссионного масла так или иначе могут быть несовместимы друг с другом. Для демонтажа поддона потребуется инструмент, подходящий для креплений именно вашего автомобиля.
Так или иначе предусмотрено несколько способов замены отработанного масла в АКПП. Условно и можно разделить на частичный и полный.
Частичная замена масла в АКПП: инструкция
- Перед заездом на возвышенность необходимо прогреть двигатель и коробку в течение 15-20 минут. Это обеспечит оптимальную текучесть масла;
- Демонтировать защиту поддона, если она предусмотрена конструкцией;
- Выкрутить пробку для слива или сразу приступить к демонтажу поддона. Если масло ранее было откачено через щуп, машина УЖЕ должна находиться на яме – это важно;
- Подставляется емкость и сливается старая смазка (актуально для пробки);
- Отсоединить поддон, прочистить магнит, снять фильтр;
- Установить новый фильтр, поменять прокладку поддона и установить все на место;
- Залить масло через щуп или сапун. Выставить уровень масла между минимальной и максимальной отметками.
Преимущества этого способа: повышенная скорость замены, экономия на самом масле (т.е. добавляется около 40% трансмиссионной жидкости).
Минусы: потребуется более частая замена (примерно каждые 20 тысяч километров) + этот способ будет являться не столько заменой масла, сколько «освежением» состава.
Полная замена масла в АКПП может производиться как ручным, так и аппаратным методом. Она более затратна с точки зрения вложений, однако значительно более эффективна. При полной замене масло в коробке обновляется практически на 100%, что в значительной мере продлевает эксплуатационный ресурс АКПП, тем самым снижая гипотетические затраты на обслуживание системы в будущем. Ниже мы опишем 3 наиболее эффективных способа полной замены масла в АКПП.
Способ 1
Включает в себя всю предыдущую последовательность действий с той только разницей, что в этом случае жидкость заливается до максимальных значений. Само собой разумеющееся, что метод можно признать эффективным только в том случае, если при сливе или откачке масла будет заменен фильтр. Ключевой минус этого способа – процедуру необходимо повторять приблизительно каждые 200 км пробега. Да, повторно менять прокладку поддона и фильтр уже не нужно, однако у водителя может не быть достаточного времени, чтобы, условно, «каждую неделю» проводить замену. Более того, в этом случае значительно повышаются расходы на покупку самого масла. Несмотря на то, что этот способ полной замены подходит для условий «гаража», он не является достаточно рациональным.
Способ 2
Основан на процессе естественной циркуляции. Так, водителю необходимо провести все вышеуказанные действия (в соответствии с конструкцией АКПП) и залить трансмиссионную жидкость до максимального уровня. В момент запуска двигателя от радиатора охлаждения трансмиссии нужно отсоединить шланг подачи и обратки, в то время как концы шланга опустить в емкость. Чтобы воспользоваться этим методом, желательно подготовить более вместительную емкость для слива масла (примерно на 12 литров). В момент работы двигателя и КПП жидкость будет естественным путем вытекать из коробки, однако водителю потребуется периодически доливать свежее масло и тем самым обеспечить его достаточный уровень в системе (доливается в момент утечки на уровне 4 литров). Спустя некоторое время из системы будет вытекать не полностью грязное, а более светлое масло (чем светлее, тем более качественно проведена прочистка). Как только водитель убедится, что процесс циркуляции уже не имеет смысла, шланг подключается на исходное положение, а уровень жидкости доводится до максимального значения.
Преимущества: этот способ также можно провести в «гаражных условиях» и добиться максимальной прочистки системы. Более того, он значительно более эффективный в сравнении с первым. Минусы: опять же – достаточно существенные расходы трансмиссионное масло. Условная потеря может составить порядка 9-10 литров, что для владельцев некоторых иномарок может выйти «в копеечку».
Есть один неочевидный минус этого способа, который нередко упускается «новичками»: если в процессе циркуляции жидкости не уследить за ее уровнем, можно допустить ситуацию, при которой АКПП будет работать практически «на сухую», что в перспективе обернется значительно большими проблемами. Например, потребуется капитальный ремонт коробки или ее полная замена.
Способ 3
Является аппаратным способом замены и предполагает использование профессионального оборудования. В некотором смысле он схож со способом №2, но проводится в значительно более безопасных условиях и с существенно более низким расходом трансмиссионной жидкости. Этот способ является наиболее современным и эффективным в сравнении с предыдущими и производится на СТО.
Осуществляется в следующей последовательности:
- Находясь на подъемнике, автомобиль подготавливается для слива масла;
- Демонтируется поддон, устанавливается новый фильтр, очищается магнит и меняется прокладка;
- Демонтируются патрубки подачи и обратки радиатора коробки;
- К патрубкам подсоединяются шланги от станции (аппарата), который к этому моменту уже включает в себя порядка 12 литров свежего масла;
- Производится запуск двигателя и жидкость начинает циркулировать по системе. Гидроблок перекачивает жидкость, а далее она выходит через патрубок, при этом вместо радиатора появляется снаружи и сливается в приемную тару.
- Циркулирующая жидкость отображается через прозрачную трубку. Светлый оттенок трансмиссионного масла – верный признак того, что процедуру пора завершать.
Важное преимущество этого способа состоит в том, что под давлением удается выместить отработанное масло из гидротрансформатора и гидроблока, что в значительной мере увеличивает эффективность процедуры. Более того, использование профессионального оборудования на станции технического обслуживания делает процедуру максимально безопасной и менее затратной, чем в случае с самостоятельной заменой.
Замена масла в автоматической коробке переключения передач на СТО позволяет водителю в существенной степени снизить расходы (не покупать инструмент, оборудование, не искать подходящее место для замены) и быть уверенным в эффективной замене. Также станции технического обслуживания дают гарантию на выполненные работы, а профессионализм и опыт специалистов могут позволить избежать чрезвычайных ситуаций и ошибок. Более того, замена масла в АКПП на СТО дает возможность существенно сократить время на замену. Так, с момента обращения в сервис и до завершения всех работ может пройти не более нескольких часов.
При самостоятельной замене свежее трансмиссионное масло заливается с учетом выбранного метода замены. В некоторых случаях, достаточно достичь отметки между максимальной и минимальной планкой, но чаще всего требуется заливка до полного уровня. Соответственно, при аппаратной замене масло заливается до максимума.
Заливаем масло через щуп
Заливка производится в области подкапотного пространства автомобиля. Для этого способа подойдет шланг от медицинской капельницы и воронка. Этим способом можно воспользоваться практически на любом автомобиле, оборудованном автоматической трансмиссией.
Через сапун
Сапун на АКПП представляет собой небольшую металлическую трубку, встроенную на поверхности коробки. Для заливки масла, как и в первом случае, понадобится трубка и воронка. При этом у водителя могут возникнуть некоторые сложности, т.к. не у всех моделей АКПП он расположен достаточно удобно для беспрепятственного доступа.
Закачка масла снизу через контрольку
Чтобы воспользоваться этим способом, необходимо производить действия, находясь фактически под машиной. В некоторых автоматических коробках не предусмотрен сапун, однако вместо не него на поверхности АКПП можно найти болт, который глушит контрольное отверстие. Его необходимо открутить и с помощью шприца постепенно наполнять систему новой жидкостью. Имея достаточную сноровку, опытному водителю может потребоваться несколько часов для наполнения системы достаточным уровнем трансмиссионной жидкости. При этом у начинающих автолюбителей могут возникнуть существенные затруднения.